Что необходимо знать юридическим лицам о новой системе обращения с ТКО на территории Омской области

Что необходимо знать юридическим лицам о новой системе обращения с ТКО на территории Омской области
В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года
№ 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) гл.5.1, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), предоставляется региональным оператором.
Между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее – Региональный оператор) 17 августа 2018 года заключено Соглашение об организации деятельности
по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области,
в силу которого ООО «Магнит» наделено статусом регионального оператора
по обращению с ТКО.
- Выбран на 10 лет
- Действует тариф на услуги
- Невозможность отказа физических или юридических лиц от договора на услуги в отношении ТКО
Заявку региональному оператору на заключение договора юридические лица могут направлять со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. на электронную почту: info@magnit-tko.ru или на почтовый адрес: 644024, г. Омск, ул. Декабристов, д. 45/1. Номер телефона абонентского отдела: (3812) 35-25-25, приемная: 35-25-18.
Словарь:
Региональный оператор по обращению с ТКО– компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами. Только она может осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Норматив накопления ТКО – количественный показатель нормы накопления ТКО (установлен приказом РЭК по Омской области № 61/27 от 31.03.2017 года).
Плата за услугу по обращению с ТКО — произведение тарифа и норматива накопления ТКО. Стоимость коммунальной услуги определена исходя из предельного тарифа, установленного региональной энергетической комиссией по Омской области (РЭК).
Собственники твердых коммунальных отходов— физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы.
ВАЖНО:
Если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»http://magnit-tko.ru.
Что такое ТКО: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд
Отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц или ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Кто должен заключить договор?
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Обязанность по заключению договора с регоператором прямо предусмотрена действующим законодательством, и игнорировать ее нельзя (п. 1 ст. 421 ГК РФ2). Региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора.
Схема работы регоператора с юридическими лицами:
ВАЖНО: Учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов. Для юридических лиц возможны 2 варианта заключения договора:
Действия, которые необходимо произвести для заключения договора:
1 Шаг: согласовать место установки площадки и контейнера с Администрацией Омского муниципального района Омской области путем обращения за предоставлением муниципальных услуг:
— «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Омского муниципального района Омской области»;
— «Включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Омского муниципального района Омской области».
Административные регламенты предоставления указанных муниципальных услуг размещены на официальном сайте Омского муниципального района Омской области в сети «Иетернет» (https://омскийрайон.рф/docs/npo/);
2 Шаг: приобрести контейнер для складирования ТКО, объем которого не превышает
1,1 м3, предназначенных под способ задней загрузки в транспортное средство;
3 Шаг: определить необходимую периодичность вывоза (день недели), которая, наряду
с количеством и объемом контейнеров будет определять общую стоимость платы
за услуги;
4 Шаг: направить заявку на заключение договора с региональным оператором:
на e-mail: info@magnit-tko.ru или заполнив на сайте: http://magnit- tko.ru в разделе «Заявка
на заключение договора».
Инструкция для заключения договора с региональным оператором
на вывоз твердых коммунальных отходов:
Если Вы — Арендатор помещений в торговом центре, в офисных зданиях,
на территории рынка и т.п. для вас существует 2 варианта заключения договора
на услугу «обращение с ТКО»:
1 Вариант. Договор Арендатор заключает напрямую с Региональным оператором
Если организация арендует помещение в торговом центре, в офисных зданиях, на территории рынка и т.д и арендодатель не предоставляет по договору аренды помещений услуги по организации вывоза из мест накопления, то после согласования такого места и установки контейнеров договор заключается арендаторами с региональным оператором согласно утвержденным нормам накопления. Исходя и объема по заключенным договорам осуществляется вывоз ТКО.
ВАЖНО: При заключении договора с региональным оператором необходимо предоставить копию договора аренды помещения.
2 Вариант.Арендодатель сам заключает договор с региональным оператором
Если объём Арендодателя рассчитан, по фактическому объёму ТКО (по количеству
и объёму контейнеров, установленных около здания) и Арендодатель оплачивает весь объём ТКО, собранный со всех арендаторов здания, в таком случае Арендатор договор
с региональным оператором не заключает, а компенсирует расходы на оплату
ТКО Арендодателю. Это должно подтверждаться приложенной копией договора
на аренду помещений.
ВАЖНО: При заключении договора с региональным оператором Арендодательзаполняет Приложение №6, содержащее все сведения об арендаторах.
Примечание: Арендодателям предпочтительнее самим позаботиться о заключении договора с региональным оператором на вывоз ТКО, а также оборудовании контейнерной площадки и установке контейнеров в нужном количестве.
Если Вы собственник нежилых помещений в многоквартирном доме:
1 Шаг:Собственник направляет заявку на заключение договора региональному оператору:e-mail: info@magnit-tko.ru или заполнив на сайте: http://magnit- tko.ru в разделе «Заявка на заключение договора».Предоставляет данные
о сдаваемых площадях, арендаторах и их виде деятельности с указанием расчетных единиц, необходимых при составлении договора.В зависимости от использования Потребителем помещения (магазин, студия красоты, ресторан и пр.) расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО (площадь помещения, количество сотрудников, мест), будет разная. Общая плата стоимости за услуги определяется как произведение объема ТКО, рассчитанного по норме накопления, и утвержденного тарифа.
2 Шаг: Собственник согласует для складирования ТКО ближайшее место накопления отходов (контейнерную площадку) с обслуживающей организацией.
3 Шаг: размещаем отходы в местах накопления ТКО согласно указанному адресу.
Если Вы арендуете нежилые помещения в многоквартирном доме:
1 Шаг: Арендатор направляет заявку на заключение договора региональному оператору:e-mail: info@magnit-tko.ru или заполнив на сайте: http://magnit- tko.ru в разделе «Заявка на заключение договора».Предоставляет подтверждающие документы
на собственность и данные о сдаваемых площадях, арендаторах и их виде деятельности
с указанием расчетных единиц, необходимых при составлении договора. В зависимости
от использования Потребителем помещения (магазин, студия красоты, ресторан и пр.) расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО (площадь помещения, количество сотрудников, мест), будет разная.
Общая плата стоимости за услуги определяется, как произведение объема ТКО, рассчитанного по норме накопления и утвержденного тарифа.
2 Шаг: Арендатор согласует для складирования ТКО ближайшее место накопления отходов (контейнерную площадку) с обслуживающей организацией.
3 Шаг: размещаем отходы в местах накопления ТКО согласно указанному адресу.
Перечень документов необходимых для заключения договора:
- Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН).
2. Копия паспорта (фото, прописка).
3. Копия документа, подтверждающего право использования нежилого помещения (Договор аренды или Свидетельство о государственной регистрации права).
4. Выписка из ЕГРЮЛ, сроком не менее 3 (Трех) месяцев (допускается предоставление
с официального сайта nalog.ru, графа «Проверь себя и контрагента» — в случае если сдается в аренду ИП или ООО)
ВАЖНО:
Потребители- юр. лица согласно ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления»
(ст. 14) обязаны иметь паспорт отходов. Это экологический документ, который содержит сведения о видах отходов, образовавшихся во время производственной деятельности предприятия, его наименованиях и классе опасности.Кроме того, у юридических лиц должны быть сведения о нормативах образования отходов и лимитах их размещения. Все эти документы могут оказаться необходимыми, в том числе в случае возникновения спорных ситуаций.
Самые задаваемые вопросы:
Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?
Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы
и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством и не содержат условий освобождения юридического лица от заключения договора с региональным оператором ввиду отсутствия хозяйственной деятельности.
Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке
и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным
и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?
В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД)
и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД
в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг
по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД,
в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса. Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно
с региональным оператором.В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.
Собственники ТКО – это: собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).
Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?
Собственник ТКО обязан:
– заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг
по обращению с ТКО;
– оплачивать услуги Регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора ( ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.), п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ).
Если у физических лиц либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор
с региональным оператором?
Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)
Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке
и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным
и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
(далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению
с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги
по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению
с ТКО непосредственно с региональным оператором.
В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.
В соответствии с каким нормативно-правовым актом необходимо ввести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов?
Согласно пункту 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), в целях сопоставления объема и массы ТКО определяется средняя плотность ТКО, рассчитываемая как отношение объема ТКО, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных – как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях
к годовому нормативу накопления по массе (далее — средняя плотность ТКО).
Правилами № 505 вводится понятие «средняя плотность ТКО» в целях соотнесения объема и массы ТКО в связи с разными подходами ведения учета образованных ТКО
и переданных в дальнейшем на объекты обработки, утилизации, обезвреживания
и захоронения.
Средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО
в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.
На основании изложенного, с учетом действующего законодательства среднюю плотность ТКО следует определять в соответствии с Правилами № 505.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, «крупногабаритные отходы» — ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить
их складирование в контейнерах.
В соответствии с Методическими рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 № 8, текущий ремонт здания — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.
Наша организация осуществляет складирование ТКО в металлические контейнеры. Ранее вывоз осуществлялся сторонней лицензированной организацией без проблем, но с приходом в регион нового оператора-монополиста, появился ряд недоразумений и вопросов. Новый региональный оператор в течение двух месяцев вывез мусор всего один раз, т. к. евроконтейнеры мы не устанавливали, а мусоровозы регоператора оснащены системой задней погрузки и наши контейнеры поднять не могут. При этом РО настаивает на приобретении новых пластиковых контейнеров или аренду этих контейнеров у него же. Многоквартирные дома оснастили новыми контейнерами, а организации оказались в тупиковой ситуации: либо приобретать новые евроконтейнеры за свой счет, либо превращать свою территорию в свалку. При этом не совсем понятно, где разграничиваются обязанности РО и юридических лиц по обращению с ТКО.
По новым правилам, в данном случае кто обязан приобретать контейнеры для сбора ТКО, оборудовать контейнерную площадку и содержать ее? Какова ответственность РО и как можно добиться от него исполнения своих обязанностей?
Минприроды России пояснило, что законодательством прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО (письмо Минприроды России от 18 января 2019 г. № 12–47/928 «Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 N П9-68084». Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф.