Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года

Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия) разработан Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и направлен в субъекты Российской Федерации для всестороннего обсуждения с представителями бизнес-сообщества и органами местного самоуправления.
Целью Стратегии является формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами – построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли, а именно: потребителя, производителя, субъекта торговли – предпринимателя.
По результатам анализа состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации выделены следующие основные проблемы в сфере торговой деятельности, на решение которых направлена Стратегия в краткосрочном и среднесрочном периодах:
1. проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли в условиях
стагнации реальных доходов населения и сжатия потребительского спроса;
2. недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли:
низкая по сравнению с уровнем развитых стран мира обеспеченность населения торговыми объектами и торговыми площадями;
недостаточное развитие торговых объектов местного значения (магазинов «шаговой доступности», нестационарных и мобильных торговых объектов);
недостаточное развитие рынков и ярмарок;
3. недостаточный уровень развития инфраструктуры оптовой продовольственной торговли:
низкий уровень организации логистики;
недостаток современных оптовых продовольственных рынков, распределительных центров и иных объектов оптовой дистрибуции;
4. проблемы развития малого бизнеса в торговле:
наличие административных барьеров в организации и ведении малого
торгового бизнеса, прежде всего в части открытия и функционирования
нестационарных и мобильных торговых объектов, а также организации ярмарок;
высокая налоговая нагрузка, значительные издержки малых торговых организаций, связанные с администрированием их деятельности и проведением проверок; высокая стоимость аренды и покупки объектов недвижимости, участков земли;
дефицит финансовых ресурсов, высокая стоимость их заимствования;
проблемы подключения к инженерным коммуникациям, высокая стоимость подведения коммуникаций;
5. недостаточная эффективность и чрезмерность государственного регулирования торговой отрасли:
отсутствие системности в действующей нормативной правовой базе, регулирующей отношения в сфере торговли;
избыточность правового регулирования отдельных аспектов торговой деятельности;
недостатки в организации и осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере торговли;
6. Проблема непривлекательности отдаленных территорий и территорий с низкой плотностью населения, низким покупательским спросом для ведения торгового бизнеса.
В Стратегии уделено внимание тому, каким образом должны быть территориально размещены торговые объекты и ярмарки для формирования комфортной потребительской среды; проблеме внешнего вида торговых объектов.
Способы эффективного достижения поставленной цели и решения задач Стратегии связаны с дерегулированием торговой отрасли, устранением имеющихся административных барьеров, препятствующих развитию всех форм предпринимательской активности в сфере торговой деятельности, и развитием многоформатной инфраструктуры торговли.
Выделены следующие механизмы и инструменты достижения поставленной цели и решения:
— развитие торговых сетей, их взаимодействие с производителями и
малым торговым бизнесом;
— развитие несетевых магазинов, в том числе семейного бизнеса;
фермерских, этнических и иные специализированных торговых объектов;
— развитие автоматизированной торговли (вендинга);
— развитие нестационарной и мобильной торговли;
— развитие розничных рынков;
— развитие ярмарок, фестивалей и иных торговых праздничных
мероприятий;
— развитие электронной торговли;
— развитие сезонной и разносной торговли;
— развитие торговых и торгово-развлекательных центров (комплексов);
— стрит-ритейл (торговые улицы);
— развитие саморегулирования в торговле, самоорганизации и кооперации;
— дальнейшее совершенствование нормативов обеспеченности населения торговыми объектами;
— обеспечение доступности услуг торговли для инвалидов;
— упрощение регулирования розничной торговли алкогольной продукцией;
— актуализация региональных программ содействия развитию торговли
в субъектах Российской Федерации
— модернизация системы информационного обеспечения в области торговой деятельности, и другие.
Предложения и замечания по проекту Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года просим направлять на адрес электронной почты отдела развития предпринимательства Администрации Омского муниципального района Омской области orpomskii@yandex.ru или по телефону 39-16-75.